Рынок и культура микрозаймов в нашей стране относительно молоды и находятся на стадии формирования. История регламентированной законом системы МФО берет начало с 2011 года, со дня вступления в силу 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
За это время портрет среднестатистического заемщика МФО значительно преобразился, но по-прежнему он окутан мифами стереотипами. Так кем же является типичный клиент? Каковы его характеристики?
Ежегодно исследовательские организации и крупные игроки на рынке МФО публикуют аналитические отчеты о динамике и ключевых показателях деятельности, в том числе и статистику по клиентам. Будем использовать средние данные различных исследований.
Рейтинг МФО является прекрасной возможностью определиться с проверенной компанией и начать с ней сотрудничество.
Для более четкого наброска образа типичного клиента МФО оценим его различные социальные и демографические характеристики как пол, доход, возраст и т.д.
Доходы
Проанализировав многочисленные данные о ежемесячных доходах клиентов МФО за истекший год, можно сделать следующие выводы:
10% от всех клиентов имеют доход до 20 тыс. руб.;
23% обратившихся за займом зарабатывают от 20 до 30 тыс. руб.;
26% заемщиков имеют в месяц заработок от 30 до 40 тыс. руб.;
29% — от 40 до 50 тыс. – получают более 29%;
3% заемщиков — более 150 тыс. руб.
Несколько лет назад около половины клиентов имели доход около 30 тыс. руб. в месяц. Приведенные данные свидетельствуют о том, что у МФО возросла доля более обеспеченных клиентов.
На доходах отражается и тот факт, что большинство клиентов МФО проживают в крупных городах с населением свыше 1 млн. человек, доля клиентов Москвы и Петербурга составляет 16%.
Работа
Большинство заемщиков официально трудоустроены: более 82% составляют те, кто имеет постоянное место работы, порядка 14% клиентов ведут собственное дело и всего 5% заемщиков являются пенсионерами.
Возраст
Возраст типичного клиента МФО за последние годы остается практически неизменным. Большинство клиентов МФО являются молодые люди от 22 до 35 лет.
МФО в результаты конкурентной борьбы стали более лояльными и открытыми для разных групп населения: займы в МФО стали популярнее среди таких групп населения как студенты и пенсионеры.
Цели займов
Почти половину клиентов МФО составляют по статистике те, кому задержали зарплату, 30% обратились за финансовой помощью из-за непредвиденных расходов (потребность в лечении, поломка бытовой техники, срочный ремонт автомобиля), у 20% клиентов сумма расходов превысила сумму доходов.
Однако по результатам прошлого года тенденция несколько изменилась: клиентов начали указывать в заявках такие цели как отпуск и путешествия.
Пол
Если в 2012-2013 годы с небольшим перевесом, но стабильно преобладала доля заемщиков-женщин, в 2014-2015 г. – доля мужчин и женщин распределилась почти поровну, то по итогам последних двух лет возросла активность мужчин. По статистике 2017 года доля мужчин составила 58%, что на 2% выше уровня прошлого года.
Образование
Согласно статистике, почти треть клиентов МФО имеют высшее образование, более половины клиентов имеют высшее и неоконченное высшее образование. Ежегодно процент клиентов с высшим образованием возрастает.
Брак и дети
Практически поровну распределилось количество клиентов имеющих и не имеющих детей, при этом 33 процента имеют одного ребенка и 17 процентов двух и более.
Доля заемщиков, состоящих в браке занимает 59,5%, их количество возросло за последний год на 3%.
Сфера занятости
Самую значительную часть обратившихся в МФО составляют занятые в торговле и сфере обслуживания – таких порядка 27%, на втором месте – сотрудники офисов – 22%, люди рабочих специальностей составляют долю 15%, работают на себя – 14%, заняты в бюджетной сфере — 11%.
С развитием рынка микрофинансирования выделились три категории клиентов, имеющих свои особенности и отличающиеся от портрета типичного клиента МФО.
Особенности клиента онлайн
Клиенты онлайн – относительно новая категория заемщиков, их основная характеристика – это молодые люди, имеющие привычку решать свои проблемы, в том числе и финансовые, с помощью сети Интернет.
Данную категорию клиентов отличает высокая доля лиц с высшим образованием – таких порядка 46%. Займы онлайн предпочитают более молодые клиенты – 64% клиентов имеют возраст до 30 лет.
В данной категории наблюдается тенденция роста доли более возрастных клиентов: к примеру, за истекший год доля заемщиков старше 50 лет возросла с 6 до 8%.
Типичный портрет такого клиента – это молодой мужчина до 30 лет, трудоустроенный, с доходом около 40 тысяч в месяц, таковых порядка 53%.
Особенности клиента наличными
65% клиентов, предпочитающих наличные деньги, находятся в возрастной группе 31-50 лет, при этом 67% клиентов – женщины. 51% займов наличными оформляется на срочные нужды.
Особенности клиента на дом
Основная категория заемщиков – это женщины, они составляют 61% от всех клиентов. Средний возраст заемщика составляет 37 лет, лишь небольшая доля клиентов имеет высшее образование – таких всего около 10%, клиентов со средним образованием 65%.
Итак, можно развенчать миф о том, что основную массу заемщиков МФО составляют малограмотные люди с невысоким доходом, не имеющие работы.
Портрет типичного клиента МФО: мужчина до 35 лет, трудоустроенный, имеющий стабильный доход порядка 40 тыс. рублей в месяц, с высшим образованием, житель города-миллионника, находящийся в браке.
Понравилась статья? Тогда поделитесь с друзьями:Новости