Курск, подводная лодка: что произошло

Курск, подводная лодка: что произошло фото

Что произошло с подводной лодкой Курск?

У атомного подводного ракетного крейсера при проектировании была заложена непотопляемость, но все мы помним, что у «Титаника» было в конструкции то же самое, и где он теперь? Трагедия произошла в Баренцевом море 18 лет тому назад, 12 августа 2000 года. «Курск» перестал отвечать по радиосвязи и лишь через 2 дня последовало официальное заявление от президента, что атомная субмарина лежит на дне.

Сначала всё шло хорошо и военные учения проходили в северном море страны. Ожидали, что К-141 произведёт условную торпедную атаку надводного противника. Но заменяя это, в полдвенадцатого дня раздался толчок в полтора балла. Ещё через две с небольшим минуты раздался толчок номер два – ещё мощнее и страшнее, по шкале Рихтера в 4,2 балла. Толчки фиксировали приборы на Аляске, специально настроенные на силу и мощность землетрясений. Находившиеся на борту подводного судна 118 человек экипажа безвременно погибли.

Во время гибели мощнейшего подводного судна, представлявшего гордость России, президент находился на отдыхе в городе Сочи и в течение четырёх дней не предпринимал попыток закончить отпуск и вылететь на место происшествия. В это время народ строит беспочвенные догадки и не просит, а приказывает найти виноватых.

Первоначальные предположения:

  • Субмарина погибла, натолкнувшись на мину, оставшуюся ещё со времён второй мировой.
  • Неудачный пуск торпеды с судна, проходившего учения в том же районе.
  • Испытания сверхсекретной торпеды «Шквал» прошли неудачно.
  • Столкновение с американской или английской субмариной, тайком наблюдавшей за учениями русских.

Совершая сложный манёвр, они слегка перепутали траекторию движения и врезались в Российское судно. Через пару дней подводная лодка «Мемфис» прибыла в порт Норвегии на ремонт. Эта версия явственнее остальных только, потому что американская субмарина находилась в 1-2 километрах от «Курска» и испускала сигналы о спасении.

Однако всё вышеперечисленное явно противоречило неуязвимости подводного атомохода. Девять полностью водонепроницаемых отсека и двойная оболочка корпуса могла выдержать любое внешнее воздействие. Потом склонились к тому, что подобное могло произойти только, если чудовищной силы взрыв был внутри субмарины.

Когда погиб экипаж судна?

Командование ВМФ с самого начала объявляло о радиосвязи с атомоходом. Через несколько суток говорилось, что связи вообще не было, а все контакты шли только перестукиванием с помощью азбуки Морзе. Уже потом, после вскрытия затонувшей подводной лодки, начальство флота признало, что никакого перестукивания также не наблюдалось. После в одной поднятой со дна записке значилось, что после первых двух взрывов, раздавшихся на борту, уцелели лишь несколько членов экипажа.

Они скрылись в девятом отсеке и приступили к экономии электричества. Наблюдалось кислородное голодание и из последних сил горемыки ждали спасения, но оно не пришло так быстро.

Спасательная операция

Практически с самого начала, после объявления о лежащей на дне подводной лодке свою помощь в спасении предлагали Британцы и Американцы. Чуть позже к ним присоединились Норвежцы.

Почти все Российские СМИ надеялись на зарубежных спасателей, ведь их техника намного лучше нашей и обучение людей проходило по гораздо более высоким критериям. Но Российское руководство решило действовать своими силами. К месту бедствия пришли атомный крейсер «Пётр Великий», отечественная субмарина и около 20 кораблей со спасательной миссией.

Уже 19 августа после обеда на место крушения прибывает Норвежское судно с глубоководными водолазами на борту. Первое их погружение случилось на следующий день, причиной стал первоначальный внешний осмотр. В каких местах более видны повреждения корпуса и остались ли воздушные подушки внутри подводного судна. Были предприняты попытки проникновения внутрь судна, но они оказались неудачными. После изготовления специального инструмента спасатели смогли проникнуть внутрь, но обнаружили только затопленные отсеки.

Официальная версия

Гибель экипажа в 118 человек произошла 12 августа 2000 года. Следствие, потом работавшее с поднятой подлодкой, заявило, что первый взрыв был результатом образовавшихся микротрещин в торпедном заряде. Второй взрыв являлся последствием первого и сдетонировал торпедный отсек, целиком разворотивший переднюю часть. В итоге погибли практически все находившиеся на борту. Длительность оценивается примерно в несколько минут.

За исполнение воинского долга, отвагу и мужество, все члены команды К-141 указом президента России посмертно награждены «Орденами Мужества». Командующий подлодкой капитан первого ранга Геннадий Лячин получил медаль «Герой Российской Федерации».