Кто такой меценат

Кто такой меценат фото

Меценат — кто это?

Оказывающий помощь деятелям искусства, больницам, музеям или развитию спорта может ли считаться меценатом? Основываясь на определении понятия, можно сказать, что не вся вышеперечисленная деятельность относится к меценатству. Само понятие является скорее частью такого обширного значения как благотворительность. Меценатство — узкая его составляющая, направленная на помощь искусству, осуществляемая бескорыстно.

Бескорыстие выгодно отличает направление от спонсорства, схожего по своей структуре, но имеющего серьезное отличие в необходимости получить прибыль от вложений в спонсируемый проект. Меценат же не ждет отклика от своих вложений, рассчитывая лишь в дальнейшем процветании самого проекта.

Так же обстоит дело и с самим понятием «благотворительности», которое объединяет несколько узких направлений, но в целом основано на сострадании.

Меценатство может быть направлено как на физическое лицо, так и на конкретную организацию, осуществляющую свою деятельность в сфере искусства.

Термин

Свое происхождение название берет от имени римского вельможи, зарекомендовавшего себя как помощника гонимых властью поэтов и писателей времен Октавиана. Благодаря его деятельности мир знаком с таким произведением как «Энеида», а также множеством других творений, созданных поэтами древности.

Будучи влиятельной фигурой, не боявшейся заступиться за неугодного поэта, Гай Меценат стал достойнейшей личностью, заслужившей остаться в памяти потомков, поэтому его именем назван термин, характеризующий деятельность, которой занимался древний римлянин.

Как возникло направление

Нельзя точно определить время возникновения термина, потому что деятели искусства и культуры нуждались в покровительстве всегда. Во все времена существовали опальные писатели, помощь которым приходила из разных источников. Причины для ее оказания могли быть самыми разными, были и по истине влюбленные в искусство люди, стремящиеся оказать творцам поддержку, а порой дань моде становилась основным рычагом к поддержке поэтов-бунтарей.

Вплоть до распада феодального строя поэты и художники находились в, своего рода, рабстве власти, которая оказывала им поддержку вместо гонения. Так было в античные времена и в Средние века.

Лишь в период правления королей «домашнее рабство» приобретает форму различного рода наград и поощрений. Меценатство начинает раздавать придворные должности и почетные звания, обретая более приемлемую и завуалируемую форму поддержки.

Что движет меценатами

Российская форма меценатства, прежде всего, существует в оказании денежной поддержки культуре. Эта помощь является бескорыстной, оказывая материальную поддержку, дающий ее не ожидает ответных даров и прибыли. В западной форме данной деятельности более присущ принцип «ты мне — я тебе» — обоюдная помощь мецената и государства. Ответным действием власти может быть освобождение благотворителя от налогов или снижение их размеров.

И все же, основной движущей силой меценатства выступает высокий уровень нравственности благотворителей. Их желание видеть развитие искусства, сопровождаемое милосердием и состраданием меценатов. Свой расцвет в России направление получило в начале XX века.

Развитие в России

  • Свое развитие понятие меценатство получило в конце XVIII века. Одним из первых меценатов был Александр Строганов, Граф получил свою известность благодаря любви к коллекционированию. Его страсть к составлению коллекций картин разбавляло стремление к поддержке русских поэтов. Оставаясь главой Академии художеств до самой кончины, граф возглавлял, курируемую им, Публичную библиотеку. По инициативе представителя знати началось привлечение отечественных архитекторов к строительству, ставшим в дальнейшем, культовых сооружений Петербурга.
  • Дальнейшее развитие меценатства зависело от деятельности купцов России. Вопреки расхожему мнению, большинство купеческой знати обладало образованием и хорошим вкусом. Именно благодаря данному сословию меценатство в России укоренилось и продолжило свой путь. Воспитанные на традициях потомки старообрядцев считали своим долгом развитие России и несли ответственность перед Всевышним за свое богатство, что приводило к оказанию помощи деятелям искусства. Получалось, что меценаты руководствовались, прежде всего, зовом сердца, а не принуждением.
  • Еще одним ярчайшим даром меценатства России стала открытая в Москве галерея, собранная из выкупленных купцами Третьяковыми ярчайших произведений искусства. Художественная галерея продолжает и сегодня просвещать население страны, приобщая все больше поколений к искусству и культуре.

Современное общество нуждается в меценатстве также, как и во времена зарождения данного направления благотворительности. Однако необходимо помнить, что меценатство не является способом обогатиться, а лишь зовом сердца, стремящимся к повышению культурного уровня страны.