Что такое себестоимость продукции простыми словами

что такое себстоимость продукции простыми словами фото

Чаще всего калькуляцией себестоимости продукции занимается бухгалтер. От ее показателей зависит итоговая стоимость товара. Себестоимость позволяет узнать рентабельность предприятия: низкая себестоимость определяет высокую рентабельность, что немаловажно предпринимателя. Подача таможенной декларации поможет доказать таможне, что стоимость товара не занижена.

Собственная стоимость продукта объединяет оценку финансовых затрат предприятия, необходимых для продажи товара и его выхода на рынок, учитывая трудовые и денежные ресурсы. Подсчитав сумму финансирования производства и реализации товара, можно узнать его себестоимость.

Виды расчета себестоимости

Выделяют четыре типа расчета себестоимости производимого товара:

  • Попередельный. Предприятия, относящиеся к нефтеперерабатывающей или металлургической промышленности, пользуются попередельным метод расчета, учитывая материальные затраты в отдельную категорию. Передел при этом — отдельная стадия производства. Трудо- и энергозатраты подсчитывают для каждого передела индивидуально. Такой же способ расчета используется в пищевой промышленности.
  • Попроцессный. Транспортная и энергетическая сфера пользуются попроцессным методом, позволяющим оценить себестоимость заготовок лежащих на скале и образуемых в производстве помимо реализованного товара. Данный метод подойдет любому производству, имеющему ограниченное количество продукции с непрерывным циклом.
  • Позаказный. Несерийное производство, такое как ремонтные работы, обязательным условием принимает факт готовой продукции. Производится расчет на основании индивидуального подхода, пользуясь уже готовым товаром.
  • Пооперационный. Вещи, изготовляемые по индивидуальному заказу клиента, требует соблюдения определенных стадий изготовления продукта. Именно расчет этих стадий позволяет оценить себестоимость. Метод дает возможность дать изделию предварительную оценку.

Существует три вида собственной стоимости продукта:

  • Товарная;
  • Валовая;
  • Реализованная.

Величина произведенной продукции прямо влияет на себестоимость ее единицы. При большой численности приобретенного товара себестоимость его меньше, а значит единица товара обходится предпринимателю дешевле. Предельная себестоимость показывает будет ли выгодным предстоящее развитие производства.

Разновидность себестоимости зависят от сферы деятельности предприятия, можно рассчитать ряд показателей:

  • Цеховая себестоимость включает затраты на производство (зарплату, материал, энергозатраты).
  • Целевые расходы и себестоимость цеха составляют производственную.

Основным понятием считают полную себестоимость, она включает затраты на реализацию продукта и производственную себестоимость. Себестоимость с расходом на управление деятельности, не учитывая затраты при изготовлении, принято считать непрямой.

Самой простой схемой вычисления первоначальной стоимости, следуя условию выпуска одного вида товара, является отношение затрат предприятия к количеству выпущенных изделий.

Структура

Расчеты состоят из: оплаты труда, поощрений, издержек на партнеров, энергоресурсов, расходов на содержание оборудования, материалов производства, выплат в государственные фонды, отчислений аппарату управления. Часть расходов делится на соцотчисления, оплату рекламу, зарплату служащим, стоимость сырья.

Теория ограничений в действии

В некоторых вопросах происходит принятие себестоимости в роли ступора производства, если имеются такие издержки как аренда, оплата штату сотрудников, кредиты. Подобный ход вещей иногда запускает процесс, повышая себестоимость ряда продуктов за счет снятия одного вида продукта с линии производства, если себестоимость товара выше его цены. Трудоемким подсчетом себестоимости в крупных компаниях занимается бухгалтерия. В зависимости от поставленной перед предприятием задачи, следует разделять затраты на прямые и косвенные.

Объемы и количество производимой продукции зависят от постоянных и переменных затрат. Постоянные не зависят от объема товара, переменные же, наоборот, полностью подчиняются объему продаж производства. Сами затраты могут зависеть или не зависеть от принимаемых решений. Одно можно сказать с уверенностью: любое предприятие заинтересовано в уменьшении себестоимости товара.