Что такое менеджмент

Содержание статьи:
Менеджмент — что это такое?
Понятие «менеджмент» давно прижилось в лексиконе как сотрудников крупных и средних компаний, так и простых обывателей, не имеющих отношения к бизнесу. На специальности, в названии которых есть слово «менеджер», наблюдается стабильно высокий конкурс в университетах. Но, произнося это слово изо дня в день, многие не слишком задумываются о его реальном значении. В переводе с английского языка менеджмент — это управление.
Менеджментом можно назвать любую упорядоченную деятельность, направленную на получение конкретного результата, конечного или промежуточного. Традиционно процессы менеджмента больше всего относятся к коммерческой и производственной деятельности. Но планирование задач, координация действий больших групп людей, анализ результатов и т.д. характерны для любой сферы общественной жизни.
Также менеджмент является научной дисциплиной по изучению управленческих принципов и законов. Эта наука тесно связана с экономикой, психологией и юриспруденцией. Кроме того, менеджмент как наука и даже искусство активно применяется людьми в личных целях. К примеру, тайм-менеджмент (англ. управление временем) представляет собой не только техники организации режима командной работы, но и персонального графика, режима дня.
Основные задачи менеджмента
Главной задачей любого управленческого процесса является успешное достижение поставленных целей. Это возможно только при условии организации эффективной работы коллектива каждого отдела и организации в целом. Распространено мнение, что небольшой командой сотрудников управлять проще, но это не так. Чем меньше коллектив, тем больше внимания необходимо уделять межличностным отношениям и грамотному распределению обязанностей.
К основным прикладным задачам менеджмента любого уровня относятся следующие:
- Планирование стратегии развития организации или команды.
- Составление планов, чёткая формулировка целей и средств их достижения.
- Мониторинг ситуации в сфере деятельности организации или команды.
- Формирование перечня необходимых ресурсов (финансовых, человеческих и т.д.) и способов их обеспечения.
- Постоянное повышение качества работы организации или команды, поиск инновационных решений, поощрение инициативы.
- Контроль и анализ всех вышеперечисленных процессов.
Методы и уровни менеджмента
Большинство процессов в менеджменте осуществляется при помощи набора основных методов:
- Административные (планирование, координация).
- Экономические (внешние и внутренние материальные отношения).
- Социальные (взаимоотношения с партнёрами и внутри коллектива, мотивация).
Управление зачастую осуществляется на нескольких уровнях. Менеджер — узкий специалист, который должен оперативно и эффективно решать определённый спектр вопросов. Таким образом, он может отвечать за небольшую группу людей, крупное подразделение или целую компанию.
Выделяются три основных уровня менеджмента: низшее, среднее и высшее звено (топ-менеджеры). К первой группе относятся управленцы, ответственные за оперативные краткосрочные решения в рамках небольшой рабочей команды. Они много общаются с рядовыми сотрудниками и регулируют самые насущные вопросы.
Менеджеры среднего звена координируют действия крупных рабочих групп, в их обязанности входит принятие тактических решений, контроль взаимосвязи вверенной им команды с другими подразделениями, контроль работы младших менеджеров. Топ-менеджеры принимают самые высокоуровневые решения и играют ведущие роли в управлении компанией в целом.
Советы для персонального менеджмента
Даже для тех, кто далёк от профессиональной управленческой деятельности, будут актуальны принципы персонального менеджмента — искусства грамотно распоряжаться своим временем. В настоящее время неумение организовать себя для многих людей является реальной причиной большинства неудач в работе и в повседневной жизни.
Основой персонального менеджмента является самодисциплина, преобладание волевого начала над спонтанными желаниями. Также важно умение распоряжаться личным временем для эффективной работы без увеличения продолжительности рабочего дня. Сделать первые шаги в личном менеджменте помогут следующие простые принципы:
- Перед началом работы следует иметь чёткий план действий и формальное описание конечного результата.
- Полезно завести список дел на каждый день и планов на неделю.
- Важно помнить, что время ограничено и для работающего человека всегда стоит денег.
- Здоровье человека важнее вовремя выполненной задачи. Лучше ошибиться и попробовать снова, чем «сгореть» на работе.
- Выводы, сделанные из полученного результата, не менее важны, чем сам результат.